Исследование влияния электронных устройств на зрение молодежи
Статья рассматривает вопрос влияния электронных устройств на зрение учащихся. Значительная часть работы посвящена изучению влияния возросшего использования электронных носителей, особенно в контексте дистанционного обучения, на ухудшение зрения среди молодежи.
С целью изучения воздействия электронных устройств на зрение учащихся, проведено исследование. Опрос был осуществлен среди студентов всех факультетов 4 курса ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России и учащихся старших классов МАОУ Лицей №10 в г. Пермь. Всего в электронном анкетировании приняло участие 113 человек, включая 56 (50%) школьников в возрасте 16-17 лет и 56 (50%) студентов в возрасте 20-21 года из Перми и Пермского края.
В последние годы внимание к состоянию здоровья старшеклассников значительно усилилось. Период, который соотносится с окончанием школы и входом во взрослую жизнь, имеет огромное значение для будущего подростка, его физического и психического благополучия, успешной интеграции в общество и осуществления репродуктивных возможностей. При поиске причин неблагоприятных тенденций заболеваемости среди старшеклассников, необходимо обратить пристальное внимание на условия и организацию учебной деятельности в школах, а также на образ жизни подростков.
Глаза – это главный из всех наших чувств. Они играют ключевую роль в получении информации о мире вокруг нас, постоянно сканируя каждую деталь. Однако наши глаза подвергаются воздействию различных отрицательных факторов окружающей среды, особенно вредному излучению, исходящему от экранов и мониторов. В настоящую эпоху передовых технологий люди все больше предпочитают получать информацию из электронных источников, и это существенно влияет на их зрительную остроту и качество зрения.
Острота зрения, являющаяся важной функцией глаза, имеет огромное значение для человека. Нарушение зрения, или снижение его способности, приводит к дискомфорту в повседневной жизни, особенно это заметно у школьников и студентов, для которых нагрузка на зрение значительно возрастает.
Ограниченная острота зрения в период детства существенно ухудшает жизненное качество малыша, одновременно приводя его к социальной несообразительности. При достижении старшего возраста, нарушение зрительной функции может внести свои коррективы в выбор будущей жизненной занятости и степень успешности профессионального трудоустройства.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что более половины опрошенных (54%) страдают от нарушения зрения. Миопия наблюдается у практически такого же количества респондентов (43,4%). Кроме того, участники опроса сообщили о проблемах с дальнозоркостью (6,2%) и астигматизмом (4,4%).
Спросив у обучающихся о качестве освещения в их рабочей или чтения комнате, нам удалось выяснить, что 85% из них удовлетворены уровнем освещении, которое обеспечивает их рабочую среду. Однако 15% опрошенных считают, что света в их комнате недостаточно для выполнения заданий или чтения.
Работа с цифровыми носителями стала неотъемлемой частью нашего существования. Согласно проведенному опросу среди молодежи, почти половина, а именно 47,8% респондентов, проводят более 6 часов в день перед экраном электронных устройств. Половине опрошенных (то есть 49,6%) хватает времени, чтобы уделить гаджетам от 2 до 6 часов ежедневно. Только 2,7% опрашиваемых тратят меньше чем 2 часа в день на взаимодействие с этими устройствами — всего лишь трое людей.
В ситуации недавнего перехода на дистанционное образование опрашиваемые лица преимущественно применяли компьютер в 94,7% случаев, в то время как использование телефонов составило лишь 8,5%, а планшетов 15,9%. Более половины респондентов (64,6%) взяли перерывы в работе, в то время как треть опрошенных (35,4%) продолжали работать, не прекращая взаимодействия с электронными устройствами.
Помимо увеличенной активности в использовании гаджетов в течение дня, 73,2% студентов и школьников также обращаются к ним и в ночное время, что отрицательно сказывается на здоровье глаз.
В современной эпохе передовых технологий, электронные носители информации успешно заменяют традиционные печатные книги. При подготовке к занятиям, почти половина (47%) оптимизирует свой процесс обучения с помощью электронных учебников, однако 53% тем не менее предпочитают классический печатный вариант.
Не смотря на актуальность дистанционного обучения в контексте пандемии SARS-CoV-2, треть опрошенных (34,5%) считает, что такой способ обучения негативно сказывается на их зрении, в то время как остальные две трети (65,5%) заявляют об обратном.
Наряду с распространенными причинами проблем с зрением, такими как частая работа за компьютером, длительные сеансы просмотра фильмов и чтение в неудобных позах, генетическая предрасположенность также оказывает негативное влияние. Около 81,4% молодежи, занятой обучением, отмечают наличие зрительных проблем у своих близких родственников, в то время как 18% не имеют генетической предрасположенности к таким дефектам зрения.
Предвещать офтальмологическое заболевание значительно легче, чем может показаться. Один из способов профилактики включает в себя гимнастику для глаз. Эффективная гимнастика помогает снять напряжение с мышц зрительного аппарата и замедлить прогрессирование патологии. Треть опрошенных (33,6%) следуют рекомендациям и занимаются гимнастикой, в то время как две трети (66,4%) игнорируют этот метод профилактики. Для сохранения остроты зрения существует множество витаминно-минеральных комплексов. Они представляют безопасный способ задержать развитие зрительной патологии. Четверть (25,7%) школьников/студентов принимают такие комплексы для улучшения зрения, в то время как три четверти (74,3%) не используют данную профилактику. Для лечения и предотвращения нарушений необходимо регулярно посещать офтальмолога. Больше половины (55,8%) респондентов посещают врача 1-2 раза в год, в то время как почти треть (31,9%) ходят на консультации реже 2 раз в год, а 12,4% проконсультировались с врачом чаще одного раза в год. Несколько исследований также подтверждают негативное влияние гаджетов на зрение молодежи.
Анализ опроса выявил недостаточный уровень информированности студентов и школьников о негативном влиянии электронных устройств на зрение. Было выяснено, что молодежь превышает рекомендуемое время, проводимое за гаджетами, использует их в ночное время и не придерживается профилактических мер, таких как гимнастика для глаз, витаминно-минеральные комплексы и регулярные посещения врача-окулиста. Такое отношение неизбежно отрицательно влияет на функцию зрения респондентов, и более половина из них уже испытывает проблемы со зрением. Кроме того, в ходе анализа были выявлены факторы, оказывающие влияние на прогрессирование зрительной патологии, такие как освещенность рабочего места, время, проведенное за экраном, и генетическая предрасположенность.
В целом, результаты исследования подтверждают, что электронные устройства являются неотъемлемой частью современного образа жизни молодежи, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве их зрения.